Цифровая образовательная среда (ЦОС)
Цифровая образовательная среда в школе — что это такое?
Под «Цифровой образовательной средой» понимается единая информационная система, объединяющая всех участников образовательного процесса — учеников, учителей, родителей и администрацию Гимназии.
Система включает в себя:
- Информационные образовательные ресурсы.
- Технологические средства: компьютеры, средства связи (смартфоны, планшеты), иное информационно-коммуникационное оборудование.
- Систему педагогических технологий.
«Цифровая образовательная среда» должна была появиться в России уже с 01.09.2020, однако внедрении системы было отложено на более поздний срок. Согласно Постановлению Правительства РФ № 2040 от 07.12.2020 «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды» программа заработала с 10 декабря 2020 и продолжит свое действие до 31 декабря 2022 года. Система появилась в России в рамках национального проекта «Образование».
На основе требований федеральных государственных образовательных стандартов и учета специфики работы образовательных организаций можно выделить следующие основные компоненты ЦОС:
Основные компоненты ЦОС образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС
№ |
Основные компоненты |
Наличие |
Удовлетворяющие требованиям ФГОС |
1 |
Официальный сайт Гимназии |
Есть |
Обеспечивает информационно-методическую поддержку образовательного процесса. |
2 |
Электронная почта |
Есть |
Обеспечивает информационно-методическую поддержку образовательного процесса |
3 |
Электронный журнал |
Есть |
Обеспечивает планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения, мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса. |
4 |
Система электронного документооборота |
Есть |
Обеспечивает современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации. |
5 |
Система дистанционного обучения для учащихся |
Есть |
Обеспечивает дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования. |
6 |
Корпоративный портал |
В стадии разработки |
Обеспечивает формирование ИКТ-компетенции педагогов ОО. |
7 |
Система поддержки пользователей компьютерной техники |
Есть |
Обеспечивает условия для практического применения компьютерной техники участниками образовательного процесса. |
Материально-техническая база.
Наименование аппаратуры |
Количество |
Ноутбук |
76 (16 используется на ГИА) |
Компьютер |
187 (24 используется на ФГ) |
МФУ |
45 |
Мультимедийные проекторы |
36 |
Интерактивные доски |
45 |
Легоробот |
15 |
Выход в Интернет (количество кабинетов) |
25 |
Сервер |
1 |
Электронные терминалы |
4 |
Информационное табло |
1 |
С 1 сентября 2012 г. вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», согласно которому содержание и художественное оформление информации, предназначенной для обучения детей в образовательных учреждениях, должны соответствовать содержанию и художественному оформлению информации для детей данного возраста.
В Гимназии создан постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором располагается информация: о школе и её основных направлениях, об истории и развитии школы и её традициях, об учащихся, о педагогических работниках. На сайте размещаются важные документы, касающиеся организации образовательного процесса – публичный отчет директора, документы, регламентирующие работу ОО.
Провайдерами, предоставляющими услуги электросвязи для МБОУ Гимназии № 10 являются: ПАО «Ростелеком» (Оператор). Пропускная способность 8 Мбит/с. В соответствии с договором от 12.01.2023г № 461012807104, осуществляется фильтрация интернет-контента. Установленная система фильтрации запрещает доступ к веб-страницам с эротическим содержанием, ограничивает доступ к сайтам, посвященных алкоголю, курению, наркотикам, терроризму, экстремизму, а также к ресурсам, предлагающим нелегальную помощь школьникам в решении контрольных и экзаменационных задач.
Информационная безопасность в целом и особенно детей - одна из центральных задач, которую необходимо решить для России. Одним из приоритетных направлений в деятельности школы является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества учебных занятий, и администрирования посредством применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий). Учащиеся школы имеют возможность работать в сети Интернет на уроках информатики и ежедневно в свободном доступе после уроков в компьютерном классе. В свободное от уроков время каждый желающий (учитель или ученик) при помощи администратора точки доступа к сети Интернет может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения учебных задач. Рассматривая процессы повышения эффективности образовательного и управленческого процессов через призму информатизации, мы считаем, что школьный компьютер может и должен стать тем инструментом, который позволяет повысить эффективность учебных занятий.
В Гимназии имеется локальная сеть. Все учебные кабинеты подключены к сети Интернет. Имеется возможность подключения к Wi-Fi по предварительно выданным паролям доступа. Гимназия подключена к информационным системам: "Электронный журнал "; порталу Госуслуг.